WWW.EL.Z-PDF.RU
БИБЛИОТЕКА  БЕСПЛАТНЫХ  МАТЕРИАЛОВ - Онлайн документы
 

« ...»

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕМЫСЛИМО И САМО БУДУЩЕЕ»

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Ещё в ХIX веке К.Д.Ушинский заметил, что

«Мудрость предков - зеркало для потомков».

Он говорил, что

«Русское традиционное воспитание – не экзотика,

а духовная основа самосохранения российского народа».

Другой русский педагог В.А.Сухомлинский ещё в советские годы обратил внимание на забвение традиционного опыта в воспитании подрастающего поколения:

«О народной педагогике никто до сих пор серьёзно не думал,

по-видимому, это принесло много бед педагогике».

М.Цветаева в письмах к Б.Пастернаку писала: «Наша кровь старше нас». Как точно сказано! В каждом из нас, где-то очень глубоко, на подсознательном уровне хранится драгоценная сокровищница - жизненный опыт, накопленный нашими предками. Эта сокровенная информация представляет собой нашу сущность, нашу самобытность, нашу генетическую память. Глубина генетической памяти безмерна: она включает в себя продуктивный опыт многих десятков прошлых поколений, связывая их с людьми, живущими теперь, и с теми, кто придёт им на смену. К.Д.Ушинский в своё время заметил, что «Истоки происходящего сейчас связаны с прошлым».

26 мая 2010 года в Москве прошёл Всемирный русский народный собор на тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». Патриарх Кирилл решительно выступил против коммерциализации образования: «Попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны». Собор напомнил, что миссия образования заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм. Особо было подчёркнуто, что каждая культура обладает собственным духовным кодом, который влияет на систему ценностей того или иного народа, и воспитание детей соответственно должно проходить в рамках этой системы ценностей.

Древняя народная мудрость гласит:

«Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать».

Мы не хотим, чтобы наша Россия растворилась во множестве других иноземных культур, потеряв свою собственную. Мы мечтаем, чтобы наше государство не только крепко стояло на своей земле, но ещё и процветало, а россияне любили свою Отчизну, укрепляли её своими делами, гордились ею!Проникнув важностью воспитания российского менталитета, педагоги нашего коллектива принялись изучать литературу по традиционной народной культуре. Обретённые знания осваивались и переносились на занятия с дошкольниками в доступной для их возраста форме. Проводились тематические занятия по истории своего края, родного города (с обязательными пешеходными экскурсиями в старое село Никольское и в деревню Перевоз), по народным праздникам, по народной музыке, по народным традициям, по народному быту, по народным ремёслам, по народному костюму, по балаганному и вертепному театру, по народной игрушке, по фольклору, по народным играм. Проводились экскурсии с детьми и их родителями в Российский этнографический музей, в краеведческий музей Лисино-корпус, в домик Арины Родионовны в д.Кобрино Гатчинского района, в домик станционного смотрителя в Выре Гатчинского района.

Для создания атмосферы деревенской жизни в детском саду оформили мини - музей «Горница» с русской глиняной печкой, большим столом, лавками и предметами народного быта. Каждый новый экспонат, поступающий в экспозицию горницы, встречался коллективом с большим волнением и трепетом, с интересом изучался.

Исторический интерьер горницы помогает детям непосредственно увидеть народный быт, почувствовать уклад жизни русского человека. Занятия и развлечения, проводимые в стенах горницы, способствуют возникновению в русской душе чувства причастности к народному духу. Горница очень гостеприимна, в её стенах с удовольствием располагаются различные экспозиции: выставки авторской игрушки, народной игрушки, лоскутного шитья, различных видов рукоделия: вышивки, плетения, вязания. Все творческие тематические выставки детских и родительских работ так же проходят в горнице.

lefttop

Особенно запомнилась нам краеведческая фотовыставка «Никольское в фотографиях А.А.Беликова 1925-1926гг.» (по материалам Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН). Родители с уважением относятся к таким мероприятиям, делятся с нами своими семейными реликвиями, преданиями и воспоминаниями. Совместные семейные действия на таких мероприятиях неизменно сплачивают детей и взрослых, помогают ощутить себя частью великой народной культуры.

В детском саду были оформлены стенды «Крестьянская изба» и «Народное воспитание». Наблюдая, как стремительно исчезают с улицы старого Никольского деревянные дома, возникло желание успеть сохранить то, что пока живо. Были оформлены альбом с видами ранее сфотографированных деревянных никольских домов (к сожалению, в настоящее время деревянных строений почти не осталось) и стенд «Никольское довоенное», обозначающий очерёдность расположения домов никольских семей на главной никольской улице довоенного времени (по воспоминаниям никольчан, живших в селе Никольское до войны). Эта восстановленная информация была принята коренными Никольчанами с интересом и благодарностью. Параллельно собирался архивный материал по истории нашего детского сада, первого сада в селе Никольское, называвшегося тогда, в апреле 1934 года, «Очагом» п/я №52. В этом году наш детский сад отметил 80 летний юбилей.

Традиционная народная культура – мощный пласт информации, значительная часть которого отводится народной музыке, песне, танцу, театру, фольклору. С их помощью ребёнку легче подключиться к родному генному коду. На музыкальных занятиях и развлечениях музыкальный руководитель нашего детского сада знакомит детей с самобытной и разнообразной народной музыкой, с различными народными инструментами, с шедеврами народного творчества.

Ключевое место в воспитании народного духа мы отвели народным праздникам – отработанному традицией способу единения людей во всеобщем сопереживании события, т.е. СООБЩА. Личная СОПРИЧАСТНОСТЬ к народной СООБЩНОСТИ («всем миром») – необходимое условие бытия русского человека. Именно поэтому коллектив нашего ДОУ работает над поставленными перед собой задачами не по одиночке, а сообща, «всем миром» воспитываем в детях чувство народного единения.

Мы выделили ряд праздников, традиционно проводимых в детском саду. Каждому празднику предшествует большая подготовительная работа: серия занятий, на которых дети знакомятся с историей праздника, его особенностями, игровым и фольклорным материалом.

Изучается традиционный народный костюм, его отличия у разных сословий, повседневная одежда и праздничные наряды, детская одежда. На проводимых в саду народных праздниках каждый воспитанник одет в собственный народный костюм, сшитый родителями по традиционным канонам: сарафан, рубаха, головная повязка и поясок – у девочек, рубаха, порты и поясок – у мальчиков.

Покровские праздники проходят в мини – музее «Горница», повторяющем интерьер деревенского избы, где есть бабий кут с русской печкой, красный угол с большим деревянным столом для трапезы и лавками, предметы деревенского быта. «Покровы» проводятся с каждой группой отдельно, для каждой возрастной группы разработан отдельный сценарий, поэтому на протяжении того времени, пока ребенок посещает дошкольное учреждение «Покров»для него каждый раз проходит по-новому, уютно и по-домашнему: с приглашёнными родителями, играми и чаепитием.

А вот Святочную неделю мы празднуем многопланово: с чудными тихими рождественскими сказками, с ярким традиционным вертепом, с шумными колядками, с рождественскими семейными вечёрками в горнице, куда обязательно приглашаются родители. Заключительный день празднования Рождества выливается во всеобщее колядование: каждая группа детей с рождественской звездой и мешком отправляется колядовать по всему детскому саду. Обойдя все группы и кабинеты, получив вознаграждения в виде угощения за свои колядки, под фонограмму колокольного звона, возвещающего общий сбор, дети собираются в музыкальном зале на заключительную часть праздника: игровую, где в праздничном действии одновременно принимают участие 7 групп дошкольного возраста (от младших до подготовительных).

Масленичная неделя, празднующаяся 5 дней (с понедельника по пятницу), перекрывает по размаху рождественскую. Каждый день дети едят блины, заботливо спечённые их родителями, и празднуют Масленицу соответственно традициям:

- в понедельник «Встреча»: дети старшего возраста вяжут чучело Масленицы

из принесённых накануне сухих веток и травы, наряжают его из припасён-

ных тряпок, затем к ним присоединяются дети младшего возраста. Все при-

ветствуют Масленицу масленичными хороводами и играми.

- во вторник «Заигрыши»: к масленичным играм и хороводам добавляется

Петрушкин балаган с его комическими персонажами. На улице проводятся

зимние забавы.

- в среду «Лакомка»: детский сад наполняется запахом теста!

В каждой группе дети вместе с воспитателями лепят из настоящего теста

масленичное печенье, которое потом выпекается на противнях на кухне.

Вечером дети всех групп собираются в зале, где угощают печеньем собст-

венного приготовления чучело Масленицы. Игры и хороводы дополняют

праздничное действие.

- в четверг «Разгуляй»: все игры и состязания проводятся с детьми на улице.

- в «Широкую пятницу» праздник достигает большего размаха: после всеоб-

щего празднования в зале все дети переходят на улицу, где после сожжения

чучела Масленицы катаются на лошадке, впряжённой в нарядные сани, со-

стязаются в зимних играх и едят блины.

Благовещенье отмечается старинным детским праздником «Жаворонушки». Снова в зале собирается вся детвора от мала до велика! У каждого ребёнка в руках – птичка на палочке, которая сделана им заранее специально к празднику. Так же заранее к празднику готовятся печёные птички, которых дети приносят в зал на подносах. Весеннее приподнятое настроение подтверждается музыкально-игровым материалом. Череда музыкальных номеров и хороводных игр, переплетающая младший и старший возраст, создаёт одновременную многоплановость праздничного действия, объединяет все возраста между собой в единое целое. Вот где проявляется мощь народного действия! Вот она – русская СОБОРНОСТЬ!

Опыт показывает, что системное пребывание детей в атмосфере народных традиций пробуждает в них глубоко спрятанный, но ещё теплющийся и терпеливо ждущий своего часа «огонёк» народной самобытности, готовый раскрыться во всём великолепии накопленного предками богатого опыта. Присоединяйтесь к нам, уважаемые педагоги! Примечание: Конечно, детский сад работает по различным современным методическим программам, дети развиваются всесторонне по всем направлениям, но приоритетом в своей работе мы всё-таки считаем традиционную народную культуру. А если говорить о том, как к нашему детскому саду относятся, родители и жители нашего города, то об этом говорит только одна фраза « Это русский детский сад».

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ фольклорного праздника «С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВОМ! »

(подготовительная группа)

Горница. За столом сидит и пьёт чай Хозяин. Издалека слышно детское пение.

(поют издалека) дети: Осень – осень - овесень!

Покосился пень

На ненастный день.

(заходят в горницу со снопом) Ходим-бродим,

Сноп последний носим.

Вам - соломки пучок,

А нам – солнышка клочок!

Хозяин выходит навстречу детям.

(разводит руками) Хозяин: Сколько детишек Господь послал!

Воспитатель: С праздником, Хозяин, с Покровом Пресвятой Богородицы!

Хозяин: Ой, как славно! Сама Пресвятая Богородица в наш дом детей послала!

Проходите в дом, располагайтесь…

Самой Хозяйки дома нет, но скоро будет.

Дети рассаживаются по лавкам.

Воспитатель: Как у вас тепло, уютно…

Сразу видно – в этом доме хорошие хозяева живут, справные!

Ребёнок: Покров-Батюшка не любит нерадивых хозяев,

наказывает их холодом и голодом.

Хозяин: У нас в избе все щёлочки заделаны, мхом проконопачены,

сухие дрова приготовлены, скотина накормлена-напоена,

урожай с огорода весь убран.

Воспитатель: А что на вашем огороде нынче уродилось?

(вытаскивает большую корзину с овощами) Хозяин: А угадайте по моим загадкам!

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? - Картошка!

(достаёт из корзины картошку) Кто любит картошку – поднимайте руки!

А что больше любите: жареную картошечку или в штанишках?

Или печёную в золе? --

Красный нос в землю врос, В золотистой шелухе

(овощи А зелёный хвост – снаружи. Больше нравится он мне.

достаёт Нам зелёный хвост не нужен, Как очищу шелуху -

из корзины) Нужен только красный нос! - морковь Слёзы проливать начну. - лук

На грядке сидит Фёкла, Летом в огороде свежие, зелёные,

И зовут её… - свёкла А зимою в бочке крепкие, солёные.- огурцы

Золотая голова велика, тяжела. Нарядилась Алёна

Золотая голова отдохнуть прилегла. В сарафанчик свой зелёный,

Голова велика, только шея тонка. Завила оборки густо.

- тыкваУзнаёшь её? - капуста!

(Хозяину) Воспитатель: А хочешь, мы будем капустой с твоего огорода?

Хозяин: Как это?

Воспитатель: А вот как: завьём кочешок крепкий да сочный!

Дети берутся за руки и «завивают кочешок», припевая: Вью, вью, вью я капусточку.

Завивайся вилой кочешок. /2раза

Хозяин проверяет кочан на прочность, на сочность, остаётся доволен.

Хозяин: Хороша капусточка у меня нынче уродилась!

Хоть сейчас на выставку отправляй!

Нет, пожалуй, не отдам, сам буду хрустеть!

Воспитатель: «Развиваем» капусточку!

Дети «развивают капусту», припевая: Разовью я капусточку.

Развивайся вилой кочешок. /2раза

(садятся на места)

Хозяин: А больше всего на свете я люблю-ю-ю…

Ни за что не отгадаете!

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь.

Желта, как мёд,

А вкус не тот. (достаёт из корзины репку)

Какая красавица, жёлтая да круглая…

Хозяин выводит на середину круга девочку-«репку», сажает её в центре.

Дети играют в игру «Репа-репонька»:

(«репка растёт») Репа-репонька,

Расти крепонька,

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста! Да!

(широко разводят руки) Стала наша репка великаном редким!

Второй такой не найдёшь- (мелкими шажками идут вокруг репки)За три дня не обойдёшь!

(садятся) Всей семьёй на огороде

Вокруг репки сели.

(жуют) Ели репку всю неделю –

Половину съели.

А другую половину

Покатили мы к овину. В какой стороне у нас овин?

(катят репку к овину) Катили-катили, овин завалили. (все падают)

(вытирают лоб ладонью) Ох, и крепко запомнилась всем репка!

«Девочка-репка» ловит детей, те разбегаются.

Хозяин: Резвая получилась репка!

А давайте её сварим!

Проводится русская народная игра «Варёная репка»: дети стоят в кругу, взявшись за руки, приговаривая: «Варёная репка, держись крепко!

Кто оборвётся – тот не вернётся!»

Затем, не разрывая рук, дети разворачиваются в круг спинами. Упавшие идут в круг.

Игра продолжается до тех пор, пока круг не расстроится.

Хозяин: Есть у меня овощ для настоящих гурманов еды!

(достаёт из корзины редьку)Хотите отведать?

Хозяин берёт со стола блюдце с кусочками чищенной редьки, угощает ею детей, нахваливает угощение.

Хозяин: Хороша редечка!

А не поиграть ли нам в «Редечку»!

Проводится русская народная игра «Редечка»: 3 ребёнка усаживаются «редькой» (один - на стул, второй – ему на колени, третий – на колени второму). Выбирается «гость».

(топает правой ногой) «Гость»: Тук-тук у ворот!

«Редька»: Кого чёрт приволок?

«Гость»: Барыня с печки упала,

Трёх поросят задавила,

Редечки захотела!

«Редька»: Ну, дёргай, только не с корнем!

«Гость» старается выдернуть редьку из земли, дети помогают ему.

(держит яблочко на весу, Хозяин: Яблочко, яблочко соку спелого полно.

поёт) Ой ли, ой люли, соку спелого полно.

Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто!

Ой ли, ой люли, так румяно золотисто!

Будто мёдом налилось, видны семечки насквозь.

Ой ли, ой люли, видны семечки насквозь.

Вот какое наливное яблочко! Глаз не отвести!

А вы когда-нибудь пробовали запеченные яблочки?

А давайте в честь праздника яблочки запечём!

Хозяин выносит корзину с антоновскими яблоками. В яблоках вырезается половина сердцевины. Дети заполняют образовавшееся отверстие сахарным песком и кладут яблочки на противень. Противень с яблочками уносится на кухню запекаться.

Хозяин выводит на середину «девочку-яблоньку», на руках-веточках висят яблочки.

Хозяин: Принимайте любимицу моего сада,

Яблоньку мою румяную!

Потешим голубушку хороводом!

Дети ведут хоровод «Яблонька» рнп:

1.Мы посадим яблоньку на горе, на горе. 4.Ой, как наша яблонька да распустилася,

Наша яблонька расцветёт по весне, по весне. Ой, как наша Машенька да закружилася.

2.Вырастай-ка, яблонька, вот такой вышины. 5.А мы нашу яблоньку все трясти будем,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины. А мы сладки яблочки собирать будем.

3.Расти, расти, ябл-ка,в добрый час, в добрый час. 6.А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Потанцуй-ка, Машенька, попляши для нас. Мы от нашей Машеньки убежим вихрем.

Дети разбегаются в разные стороны, «яблонька» их ловит.

(вынимает из кармана жёлудь) Хозяин: А у меня жёлудь в кармане завалялся!

Играем в «Жёлудь»!

Проводится русская народная игра «Жёлудь»:

дети стоят в кругу, передают за спинами жёлудь, приговаривая:

Гуси-лебеди летали, они жёлуди кидали и кричали: «У меня! У меня!..»

Водящий, стоящий в кругу, должен угадать, у кого из игроков находится жёлудь.

Хозяин: Ножки не хотят стоять,

Просят «Казачка» сплясать!

Дети пляшут «Казачок» рнм, в конце пляски Хозяин хватает за нос

зазевавшегося ребёнка, спрашивает его: «Дуб или вяз?»

Если тот отвечает: «Дуб!», Хозяин глаголет: «Тяни до губ!» и тянет его нос к губам.

Если отвечает: «Вяз!», Хозяин говорит: «Тяни до глаз!» и тянет его нос кверху.

Хозяин: Просят ножки, просят ушки

Топотушки-повертушки!

Дети встают парами и исполняют рн пляску «Повертуха»:

1. Интересно утка плавает, 2. Я с высокого забора 3. Кабы-кабы да кабы

До дна не достаёт.Прямо в лужу упаду.На носу росли грибы,

Я пошла бы к утке в гости,А кому какое дело,Сами бы варилися Да не знаю, где живёт.Куда брызги полетят.Да и в рот валилися.

(выносит полушубок) Хозяин: А хотите солнышко в рукаве посмотреть?

Проводится русская народная игра «Солнышко в рукаве»: ребёнку на голову накидывается полушубок, рукав поднимается и направляется к окну: «Глянь-ко в рукав -- солнышко увидишь!». Ребёнок смотрит в просвет, Хозяин брызжет в рукав водой.

Хозяин: Захотел солнышко в Покров!

В Покров идут дожди, бывает и снег!

Игра повторяется несколько раз.

(подтягивает штаны) Хозяин: Кажется, я без своей Хозяйки совсем похудал,

штаны стали сваливаться без хозяюшкиной каши!

Пойду, ремешок поищу, чтобы штаны поддержать!

Дети присаживаются в кружок, Хозяин возвращается с ремешком,

проводится русская народная игра «Ремешок»:

Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит, того – бить, колотить. /2раза

Появляется Хозяйка с узлом.

(поёт) Хозяйка: Я на ярмарке бывала,

Себя людям показала,

Яблочки все продала,

Да гостинцев набрала.

(надевает шапку Хозяину) Шапку – деду Ванечке,

(показывает узел) А ребятам – прянички!

(обнимает Хозяйку) Хозяин: Уж ты моя утушка,

Утушка-голубушка!

Хозяйка: Старый селезень ты мой,

Возвратилась я домой!

Исполняется хоровод «Селезень и утка» рнп:

1.Селезень утку любил, молодую хвалил, 2.Селезень утку любил, молодую хвалил,

На ярмарку водил, сарафан новый купил. На ярмарку водил, шелковой платок купил.

Ай, люли, утка, ай, люли, воркутка, Ай, люли, утка, ай, люли, воркутка, Чернохвостенькая, востроносенькая Чернохвостенькая, востроносенькая В сарафане утка. В сарафане утка, и в платочке утка.

3. Селезень утку любил, молодую хвалил,

На ярмарку водил,сапожки новые купил.

Ай, люли, утка, ай, люли, воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая В сарафане утка, и в платочке утка, и в сапожках утка.

Хозяин: Уговорила меня, утушка моя луговая, хозяюшка моя дорогая,

Так и быть, следующий раз я поеду на ярмарку за подарками!

Звучит фонограмма «Барыня» рнп, все пляшут в общем кругу.

(поёт)Хозяйка: Полно, полно, наплясались,

Полно, позабавились!

Как у наших ребятишек

Ноженьки замаялись!

(выносит противень Хозяин: А вот яблочки поспели!

с запеченными яблоками, В русской печке их пекли!

поёт) Все бочки порозовели.

Мы старались, как могли!

Хозяйка: Яблочки запеклись на славу,

в честь славного праздника

Покрова Пресвятой Богородицы!

Хозяин с Хозяюшкой угощают детей яблочками.

Хозяйка: С праздничком вас, гости дорогие,

С Покровом-батюшкой!

Не забывайте дорогу в нашу избу!

Звучит фонограмма «Барыня» рнп, дети благодарят хозяев за гостеприимство и уходят в группу.

КОНСПЕКТ фольклорного праздника

« С ПРАЗДНИЧКОМ ПОКРОВОМ! »

(средняя группа)

Горница. Хозяйка в русском народном костюме сидит у окна за прялкой, прядёт пряжу.

Слышен стук в дверь.

(выглядывает Воспитатель: Не тихо ли у вас?

из-за двери) Не ждёте ли нас? Хозяйка: А как же! Ждём-поджидаем, в дом приглашаем!

В горницу заходят дети, поют закличку: Осень, осень в гости просим

Со громами сильными,

Со дождями, с ливнями!

Лейся, дождик, с неба –

Больше будет хлеба!

Воспитатель: С праздником, Хозяюшка!

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Хозяйка: Ой, спасибо, детушки дорогие, что мимо не прошли,

в наш дом заглянули, с праздничком поздравили!

Какие наряды у вас, один другого краше!

Хозяйка, поглаживает детей по головкам, называет по имени, расхваливает их одеяния.

(глядит в окно) Хозяйка: А дождик-то ни на шутку разгулялся! А мы его не боимся!

Обыгрывается русская народная потешка «Дождик, лей, лей, лей!»:

(помахивают кистями сверху вниз) Дождик, лей, лей, лей

(руки к груди) На меня

(руки развести в стороны) и на людей.

(ладошки – «ложками» в стороны) На людей – по ложке,

(руки к груди) На меня -

(показ крошки) по крошке.

(схватиться обеими руками за голову) А на Бабу Ягу

(обе руки поднять вверх) Лей по целому ведру!

(резко наклониться вниз, расслабиться - руки свободно повисают)

Хозяйка: У нас в дому тепло, спокойно…

Печка топится, каша варится…

Самое время «покататься на лошадке»!

Дети в кругу обыгрывают русскую народную потешку «На молоденькой лошадке»:

(едут быстро и весело) На молоденькой лошадке – трюх-трюх-трюх!

(текст произносят медленно) А на старой да на кляче – бух! (приседают, падают)Игра повторяется несколько раз.

(снова смотрит за окно) Хозяйка: А дождик-то пуще прежнего припустил!

Воспитатель: Уж как мы его просили уняться, да он нас не слушает!

Хозяйка: А как вы его просили?

Воспитатель: А вот как!

1: Дождик, дождик, не дожди! 2: Дождик, дождик, целый день

Дождик, дождик, подожди! Как идти тебе не лень?

Зря в окошко не стучи, Затопил ты всё кругом:

Зря детишек не мочи! И дороги, и наш дом!

Хозяйка: Да разве ж так надо с дождиком разговаривать?

С ним надо по-хорошему, по-доброму:

Не иди, дождичек,

Сварю тебе борщичек,

Поставлю под сенцами,

Накрою поленцами.

Будет борщик остужаться -

Будет дождик униматься.

(смотрит в окно) Глянь, услыхал нас дождик, утихомирился.

И солнышко показалось! Надолго ли?

3: Солнышко-вёдрышко,

Выгляни из-за облачка,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк!

Воспитатель: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит!

(замечает корзину с нитками) Хозяюшка, как много у тебя шерсти приготовлено!

Мы можем помочь тебе помотать шерсть в моточки!

Хозяйка: Ой, мои драгоценные помощнички,

берите ниточки в руки и делайте, как я!

Дети по показу Хозяйки вращают кистями перед собой (имитация наматывания ниток на моток: маленький моток – высокий голос, пальцы присоединены, большой моток – низкий голос, большая амплитуда рук): Так, так, такоток,

Что неделя – то моток!

С печи доносится храп. Хозяйка подходит к печке, отодвигает занавеску.

Хозяйка: Это Дрёма – известный лодырь и соня!

Дрёма храпит громче, причмокивает губами.

Хозяйка: Дрёма, тебе на печи тепло?

(сквозь сон) Дрёма: Тепло! В шубе терпеть можно!

Хозяйка: Кто много лежит – у того бок болит!

Дрёма в ответ храпит.

Хозяйка: Мы здесь с ребятами нитки мотаем, а тебе и дела нет!

Дрёма: Всех дел не переделаешь!

Хозяйка: Лежит Дрёма на печке да греет плечики!

Дрёма: Дело – не медведь, в лес не уйдёт!

Хозяйка: Этого Дрёму только силой можно с печи стащить!

(детям) Попробуем?

Дети подбегают к печи, пытаются стащить с неё Дрёму.

(отмахивается) Дрёма: Не трогайте меня! Уроните ещё!

Я сам слезу! Пристали!

(слезает с печи) Ни минутки не дадут полежать!

(дрожит) Как у вас тут холодно!

Дрёма начинает отбирать у детей и взрослых одежду и надевать на себя - утепляться.

Хозяйка: Дрёма, ты же в шубе!

Дрёма: В шубе! А рукавиц-то нету! (вытягивает ладони)

(протягивает ему моток) Хозяйка: Так возьми нитки и вяжи себе рукавицы!

Дрёма берёт моток, спицы, садится в центре горницы и начинает вязать.

Дети идут вокруг него и поют, меняя направление на каждую фразу:

Сидит Дрёма на полице,

Вяжет Дрёма рукавицы.

Будет, Дрёмушка, дремать,

Полно, Дрёма, стыдно спать

Пятый год!

Встань!

Столь не вяжет, сколько дремлет,

Сам себя работой тешит.

Спит.

Дрёма храпит, клубок выпадает из его рук.

(кричит Дрёме в ухо) Хозяйка: Дрёма, у нас дрова кончаются!

(просыпается) Дрёма: Как - кончаются? Я же замёрзну без дров!

Хозяйка: А кто вчера отказался пилить дрова?

Дрёма: Детишечки, помогите мне дрова распилить,

а то замёрзну в нетопленной избе, заболею!

Берите быстрей пилы, делайте, как я!

Дети встают парами друг против друга, берутся за руки и, слегка пружиня ногами, тянут к себе то правую, то левую руки (получаются повороты то в правую, то в левую сторону), при этом припевая: Пили, пила, пили дрова

На печечку, на банечку,

На тёплую лежаночку!

Хозяйка: Какие молодцы! Сколько дров напилили!

А наколоть сможете?

Дрёма: А как же! Взяли топоры в руки, крепко держим!

(замахи обеими руками сверху ) Я колю, колю дрова!

Я колю на чурочки -

Гори, огонь, в печурочке!

Я колю на плашки

Для бабки Дуняшки!

(разводят руки в стороны) Гори, гори жарче, печь!

(«пекут») Будет бабка пышки печь!

Хозяйка: Обязательно испеку! В честь праздника!

Только вы мне помогите тесто замесить!

(энергично двигают левым-правым кулаками Месим, месим тесто,

поочерёдно сверху вниз)Есть в печи место.

(перекладывают тесто из руки в руку)Печём, печём каравай,

(скругляют каравай обеими ладошкамиПереваливай, валяй!

по кругу: от себя и к себе)

Дрёма: Ой, упарился! Жарко стало!

Дрёма снимает с себя одежду, отобранную в начале праздника у ребят, просит владельцев этих вещей приготовить ему к празднику что-нибудь вкусненькое.

Хозяйка: Дрёма, а ты когда-нибудь ел запечённые яблочки?

А вас, ребятушки, угощали печёными яблочками?

А хотите, я вас научу вкусно яблочки запекать?

Хозяйка выносит на подносе яблочки. Дрёма вырезает в них половину сердцевинки,

дети посыпают внутрь сердцевинки сахарный песок. Яблоки раскладываются на противне и уносятся на кухню запекаться.

Хозяйка: А пока наше угощение готовится, уважьте Хозяюшку,

спойте песенку про серенького козлика!

Дети встают в круг и поют старинную детскую песню «Серенький козлик»:

1. Жил-был у бабушки серенький козлик. /2раза

Вот как, вот как, серенький козлик. /2раза

2. Бабушка козлика очень любила…

3. Вздумалось козлику в лес погуляти…

4. Напали на козлика серые волки…

5. Остались от козлика рожки да ножки…

Хозяйка вытирает глаза платком, жалеет козлика.

Дрёма: Вот ведь какие непослушные дети бывают:

старших не слушаются, от дома далеко уходят!

А я знаю, как непослушных детишек уму-разуму учить! (снимает ремень) Садитесь в круг! Буду вас воспитывать,

чтобы неповадно было бабушек расстраивать!

Проводится русская народная игра «Ремешок»: дети садятся по кругу на корточки, закрывают глаза, Дрёма с ремешком ходит за кругом, все поют:

(кладёт ремень за спиной Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток.

какого-либо ребёнка) А кто зореньку проспит, того – бить, колотить. /2разаТот, кто обнаружил у себя за спиной положенный ремень, пытается догнать и «засалить» водящего, прежде чем тот займёт его домик. Игра повторяется несколько раз.

Дрёма выставляет вперёд свою ладонь, дети подставляют под неё свои пальцы, проводится русская народная игра «Цапки»: Баба Дуня, есть хотим!

Что увидим - всё съедим!

Яблочки – ам-ам!

Никому не дам! (Дрёма сжимает кулак, ловит пальцы зазевавшихся)

Игра повторяется несколько раз.

Дрёма: Любят дети топотушки,

Становись на «Повертушки»!

Дети поют частушки к русскому народному танцу «Повертуха»,

на проигрыш кружатся топающим шагом вокруг себя:

1. Интересно утка плавает, 2. Я с высокого забора 3. Кабы, кабы да кабы

До дна не достаёт. Прямо в лужу упаду! На носу росли грибы,

Я пошла бы к утке в гости, А кому какое дело - Сами бы варилися

Да не знаю, где живёт. Куда брызги полетят! Да и в рот валилися!

(поёт с противнем яблок) Дрёма: Наши яблочки готовы,

Запеклись давно в печи!

Мы ребяток угощаем,

С праздничком всех поздравляем!

Дрёма вместе с Хозяйкой раздают яблочки детям.

Хозяйка: Славный праздничек вышел!

Дрёма: И яблочки славные получились!

Хозяйка и Дрёма: С Покровом вас, детушки дорогие!

Воспитатель: Спасибо, хозяйка добрая и ласковая!

Чтоб жилось тебе и богателось,

Чтобы было всё, чего хотелось,

И собачку тебе, и кота…

(зевает) Дрёма: Ой, напала на меня дремота…

Тритатушки-три-та-та…

Дети прощаются, уходят, хозяева машут им вслед.

КОНСПЕКТ фольклорного праздника

« П О К Р О В К И »

(младшая группа)

Деревенская горница. За столом, подперев головы, сидят хозяева – Дед и Баба. На пороге появляются дети в народных костюмах. Дед и Баба идут их встречать.

Дед: Ой, Баба, какие к нам гости пожаловали!

Да как их много! Да какие они румяные!

(озабочено)Только носы у них почему-то синие?

Баба: Так, с улицы детки! Чай, намёрзлись на холоде.

(трогает руки детей) А руки-то какие холодные!

(Деду) Подтопи-ка, старый, печечку!

(трогает носы и ладошки детей) Дед: И впрямь – как ледышки!

Баба: Рассаживайтесь, дети, по лавкам, греться будем!

Дети рассаживаются по лавкам. Дед подкидывает в печь дрова, поправляет их кочергой.

Дед: Может, кто на печку залезть хочет? Там тепло…

Желающим посидеть на печи Дед помогает забрать наверх, затем и сам поднимается к ним на печь.

Баба: А расскажите нам, детушки, какая на дворе сегодня погодка,

а то мы с Дедом с утра ещё на улицу не выходили.

Дети поют русскую народную песню «Дождик»: Дождик, дождик, кап да кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Баба: Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

(с печи) Дед: А я знаю, что надо делать, чтобы дождик закончился!

Баба: Что?

Дед: Надобно солнышко покликать!

Дети поют русскую народную закличку «Солнышко»: Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Твои детки плачут,

По двору не скачут.

Дед: Что-то солнышка не видать!

(натягивает на себя одеяло) Пожалуй, я так на печи и останусь!

Баба: А что ты хочешь, Дед?

Сам Покров-Батюшка пришёл, землю снежком покрыл,

холода привёл. Чай - зима на пороге!

Сам, хитрый какой, лежит на печи и греется!

А мы сейчас сварим вкусную горячую кашу и тоже согреемся!

(детям) Баба: Приготовили кастрюльки для сорокиной каши… Варим…

Дети поют (с имитацией движений) русскую народную попевку «Сорока-сорока»:

Сорока-сорока кашу варила, деток кормила

На порог скакала, гостей созывала,

Гости услыхали, быть обещали.

Баба: Это была сорокина каша.

А моя печь настоящую кашу сварила!

Хотите попробовать?

Дети отвечают.

(Деду) Баба: Ну-ка, Дед, слезай с печи, раздавай всем ложки - кашу есть будем!

Дед слезает с печи, раздаёт каждому ребёнку по ложке.

Баба ухватом вытаскивает из печи горшок с кашей и ставит его на стол.

Дед: Баба, а помнишь, ты говорила, что каша любит весёлых ребяток?

А пусть для неё наши ложки спляшут!

Под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот» Дед вместе с детьми ритмично постукивает ложками сначала по столу, затем – по ладошкам.(стучит ложками по коленкам) Дед: А я и вот так ещё умею!

Дети повторяют движения за Дедом.

Баба: Ай да ложки! Ай да детки!

Ручки у нас согрелись?

А горячей кашки поедим – совсем жарко станет!

Баба к каждому ребёнку поочерёдно подносит горшок с кашей,

дети пробуют кашу каждый своей ложкой.

(угощая детей, приговаривает) Баба: А птушку, птушку, птушку,

Ешьте кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Дед: А я, Баба, люблю оладушки румяные!

А ты мне их давно не пекла!

Баба: А мы тебе сейчас и оладушек напечём: сладких да румяных!

Дети поют (с имитацией движений) русскую народную песню «Ладушки»:

Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.

Испекла нам бабушка сладкие оладушки,

Маслом поливала, детям давала:

Коле – два, Оле – два, Тане – два, Ване – два. Всем дала!

(«собирает» у детей «испечённые Дед: Какие вкусные оладушки у вас получаются!

оладушки», «пробует») Спеките ещё!

Игра повторяется.

Баба: Все наелись?

(идёт к колыбельке) Пора и отдохнуть, особо, моему младшенькому – Ванечке.

(качает колыбельку) Баю-баю-баю-бай…

(поёт) Ваня-Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе – спать, не гулять,

Только глазки закрывать.

(Дед показывает детям, Баю-баю-баюшок, что им тоже надо спать)В огороде петушок

Песни громкие поёт,

Детям спать не даёт.

За окошком горницы громко кукарекает петух.

Баба: Ты смотри, не даёт детям поспать!

Вот сварю из тебя суп! (идёт к окну)

Дед: Ты что, Баба! Это же мой любимый Петя-Петушок!

А ты из него – суп!

Да он просто замёрз на улице – Покров-Батюшка на дворе!

Пора Петушку в доме жить.

Баба: И то – правда, морозы уж начались.

Неси Петушка в дом.

Дед уходит во двор, возвращается с Петухом (игрушкой). Дети собираются вокруг него, гладят Петуха, поют русскую народную песню «Петушок»:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,

Детям спать не даёшь?

(в конце песни Петушок кукарекает)

Дед относит Петушка к печке. За окном слышен шорох, все подходят к окну, смотрят – там сидит Заинька (игрушка).

Баба: Глянь-ко – Заинька, да какой маленький!

Тоже погреться пришёл.

Дети поют русскую народную песню «Заинька»:

Заинька-зайка, маленький зайка,

Длинные ушки, быстрые ножки.

Заинька-зайка, маленький зайка

Прыгает ловко, любит морковку.

Заинька-зайка, маленький зайка

Деток боится зайка-трусишка.

Баба: Дед, сходи к Зайчику, спроси - что он хочет.

Дед выходит во двор, возвращается назад с узелком, в котором лежат яблоки.

Дед: Заинька вам яблочки передал, «К празднику!» - говорит.

Баба: Какой заботливый Заинька, угостил нас своими яблочками.

Мы их обязательно попробуем, но чуть позже.

А где Заинька живёт?

Мы с вами будем зайчиками,

будем прыгать по полянке и веселиться!

Проводится игра «Зайцы и медведь».

Вдруг Петушок громко кукарекает.

Дед подходит к нему, чтобы узнать, чем Петушок обеспокоен.

Дед: Баба, мы с тобой Петушка в дом занесли,

а про Курочку Рябу забыли.

Баба: И то – правда. Как же она там, на холоде, голубушка?

Ступай скорей за ней, неси в дом.

Дед выходит во двор, Баба продолжает причитать.

Дед возвращается в дом, неся Курочку Рябу (игрушку).

(гладит курицу) Дед: Моя Курочка, моя Рябушечка!

(кормит курицу кашей из блюдечка) Баба: Кушай, наша кормилица, поправляйся.

Дед: Грейся, голубушка, грейся, красавица.

(несёт блюдце с водой) Баба: Я тебе и водички налью, пей, голубушка.

Дед: Пей, Рябушечка, пей, кормилица.

Может, и яичко к празднику снесёшь?

Я очень яйца люблю!

(возмущённо) Баба: Яйца он любит!

А кто Курицу на морозе оставил, кто забыл про нашу кормилицу?

Курица громко кудахчет, беспокоится.

(взволнованно)Дед: Уж не заболела ли наша Курочка?

Баба: Заморозил Рябу!

Вот отправлю тебя самого жить в холодный сарай!

Курочка выкатывает из-под себя яичко (деревянное).

Баба: Ой, глянь-ко – яичко!

(выхватывает яйцо) Дед: Это мне Курочка снесла!

Баба: Отдай яйцо! А то без каши оставлю!

(отбирает яйцо, разглядывает)А яичко-то не простое…

Дед: А какое?

Баба: Не пойму что-то…

(снова отбирает яйцо, Дед: Дай мне!

рассматривает)Да… Не простое…

(постукивает по яйцу)Баба, а яйцо-то золотое!

Баба: Да что ты!

Дед: Золотое… Так и переливается!

(стучит яйцом по лбу)А крепкое-то какое! Не разбить!

Баба: Дай мне!

(стучит по яйцу ложкой) Нет, не разбить!

Дети тоже стучат по яйцу, помогают его разбить.

Баба: Ладно, старый, положим его на печь.

Баба с Дедом несут яйцо к печке, незаметно меняют его на настоящее. Мимо них бежит Мышка (игрушка), задевает хвостом за яйцо, то падает и разбивается. Дед и Баба ревут.

(успокаивает) Курочка: Не плачь, Дед, не плачь, Баба!

Снесу я вам ещё яичко, не золотое, а простое.

Дед с Бабой гладят Курочку, все на радости пляшут, затем играют с Курочкой в «Прятки» русская народная мелодия.

Воспитатель: Спасибо, хозяева дорогие, за тепло, за кашу, за сказку!

Пора нам и домой собираться! До свиданья!

Дети прощаются с Дедом и Бабой, те провожают их до дверей.

Баба машет вслед платочком.

Дед и Баба: С праздником, родимые!

Дети уходят в группу с узелком яблок.

КОНСПЕКТ фольклорного праздника

« БАТЮШКА ПОКРОВ ПОЖАЛОВАЛ »

(старшая группа)

Деревенская горница.

Хозяйка в русском народном костюме стоит у окна, смотрит на улицу.

Хозяйка: Эко, как небо заволокло!

Прямо над домом туча повисла, тяжёлая такая, снежная…

Вот-вот снегом просыпится…

Да… Покров снежку-то наметёт…

Хозяйка садится на лавку, стоящую у окна, берёт на колени кота. Гладит его.

Хозяйка: А у меня в дому тепло, сухо.

Печка топится… Пирог поспевает,

ждёт, когда осенинщики придут праздник славить!

Вдалеке слышится детское пение: Осень-осень-овесень!

Покосился пень

На ненастный день.

(появляются дети в народных Ходим-бродим,костюмах со снопом в руках) Сноп последний носим.

(протягивают сноп Хозяйке) Вам – соломки пучок,

А нам – солнышка клочок!

Ведущая (сопровождает детей): Не мало ли вас?

Не надобно ль нас?

Хозяйка: Надо, надо!

Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт.

Ведущая: С праздником, Хозяюшка,

с Покровом Пресвятой Богородицы!

Пошли, Господи, этому дому счастья и достатка!

Хозяйка: Ой, спасибо, гостюшки дорогие,

что мимо не прошли, на огонёк зашли.

Спасибо за поздравление!

Располагайтесь в дому – кому где удобнее.

Дети рассаживаются по лавкам, некоторые садятся прямо на половички.

Хозяйка ставит сноп около печки.

Ведущая: Хозяюшка, а где же Хозяин дома?

Что-то мы его не видим.

Хозяйка: Хозяин мой в город подался на ярмарку.

Вот-вот должен воротиться, да не пустой, а с гостинцами.

Мы с котиком уж заждались его…

(гладит кота, приговаривает) Котик печку не топил,

В квашне тесто не месил.

Всё хворал и болел,

И совсем почти не ел:

Только крынку молока

И четыре пирога.

Исхудал сирота -

Не влезает в ворота.

1 ребёнок: А мы знаем, что нужно сделать, чтобы не болеть целый год!

Хозяйка: Что?

Ведущая: Помнишь, Хозяюшка, с чем мы к тебе пришли?

Хозяйка: Со снопом.

Ведущая: Это не простой сноп, а последний.

Хозяйка: Как, последний? У нас что, снопы закончились?

Ведущая: Да нет, не закончились.

Просто этот сноп сжали на поле самым последним.

И обращаются теперь все к нему ласково и уважительно – «Иванушка»,

и украшают его разными лентами.

У тебя есть ленты, Хозяюшка?

Хозяйка достаёт из сундука красную ленту, подпоясывает ею сноп, из пучка колосьев сплетает «шляпу» и нахлобучивает её поверх снопа (во время обряживания снопа все хором приговаривают):

Иванушке – борода,

Коню – голова!

Нашему Хозяину в сусек – спорина,

Хозяюшке – в квашоночку,

А деточкам – в хлебинку!

Ведущая берёт сноп, обходит дом, обмахивая снопом все углы и стены, приговаривая при этом вместе с детьми:

Подите-ко, мухи, вон,

Пришёл Хозяин в дом!

Летите, мухи, за море!

Вам – лето летовать,

Нам – зиму зимовать!

Затем Ведущая разделяет нижнюю часть снопа пополам и устанавливает сноп на полу в виде «воротиков».

Ведущая: А чтоб весь год здоровым быть -

Надобно пролезть под «Иванушкой»!

Ведущая, а за ней все дети вместе с Хозяйкой пролезают под снопом.

Хозяйка: Ну вот, запаслись здоровьем аж на целый год!

А здоровы ли вы работать?

Умеете ли снопы так установить, чтобы они не развалились?

Проводится русская народная игра «Установи сноп»: два ребёнка встают спина к спине, захватив друг друга руками, загнутыми в локтях. Поочерёдно отрывают друг друга от пола до тех пор, пока «сноп не развалится». Игра повторяется несколько раз.

Хозяйка: Растяпы какие-то!

Ведущая: Мы не все растяпы!

Проводится русская народная игра «Растяпа»: под весёлую плясовую музыку все пляшут, с окончанием музыки дети быстро берутся за руки со стоящим рядом соседом (образуют пары). На ребёнка, оставшегося без пары, все показывают пальцем и приговаривают: «1-2-3, растяпа – ты!» Игра повторяется несколько раз.

Если кто-то из детей повторно становится «растяпой», приговорка меняется: «1-2-3-4-5,

растяпа ты опять!».

Внезапно с печи доносится храп.

Хозяйка открывает занавеску над печкой, за ней спит Хозяин.

Хозяйка: Вот те раз! Я его жду, от окна глаз не отвожу,

а он уже давно дома, спит и в ус не дует!

Ты когда воротился?

Хозяин: Аккурат, ты корову доила.

А я так уморился, так устал, еле до печи добрался!

(недовольно) И не стягивай с меня одеяло! Зябко мне!

Хозяйка: Так ты попал на ярмарку или нет?

Хозяин: Попал!

Хозяйка: Велика ярмарка?

Хозяин: Не мерил!

Хозяйка: Сильна?

Хозяин: Не боролся! Что ты ко мне с расспросами пристала!

Видишь – я приболел. (кашляет)

(тянет на себя одеяло) Отдай одеяло! Батюшка Покров меня застудил!

(укутывается сильнее)

Хозяйка: Ишь ты, застуженный! Одеваться надо было теплее!

Слезай с печи, говорю! У нас полон дом гостей!

Рассказывай нам скорей, что нынче на ярмарке видел!

(нехотя слезает Хозяин: Видел, как на цепи водили безрогую, безхвостую корову.

с печи) Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.

Хозяйка: Это ведь медведь был!

Хозяин: Какой там медведь!

Я прежде медведя знавал, он не такой!

Медведь серый, хвост длинный, рот большой!

Хозяйка: Да это волк!

Хозяин: Всё ты, баба, говоришь не в толк!

Я прежде волка знал: волк маленький,

глазки косые, ушки длинненькие,

с горки на горку попрыгивает да от собак убегает.

Хозяйка: Это заяц!

Хозяин: Какой там заяц! Я прежде зайца знал:

заяц беленький, хвостик чёрненький,

с ёлки на ёлку перелётывает да почирикивает.

Хозяйка: Да это ведь горностай!

(сердится) И байки нам рассказывать перестань!

Ведущая: Расскажи нам, Хозяин, что ты возил на ярмарку продавать?

Хозяин: А то, что нынче уродилось в моём саду-огороде!

Ведущая: Так мы же не знаем, что в твоём саду-огороде уродилось.

(ставит на столХозяин: Так сейчас узнаете!

корзину, накрытуюЯ вам буду вкусные загадки загадывать!

полотенцем)Закрывайте глаза и открывайте рот!

Проводится игра «Угадай на вкус»: Хозяин поочерёдно угощает детей фруктами и овощами из своей корзины, дети определяют плоды по вкусу.

Хозяин: Мой товар быстро раскупили!

Репу, свёклу, сливу прямо с возу разбирали!

А особенно хвалили мою капусту!

Кочны нынче уродились сочные, плотные!

Ведущая: Так мы тебе сейчас покажем, какая капуста у тебя уродилась!

Дети «завивают капусту» (движение улиткой) и поют: Вью, вью, вью я капусточку,

Вью, вью, вью я кудрявую.

Завивайся, вилой кочешок.

Хозяин: Оцени, Хозяйка, какова капусточка!

Хозяйка оценивает образовавшийся «кочан» на плотность, на крепость, на сочность.

Дети «развивают капусту» (в обратном направлении): Разовью я капусточку,

Разовью я кудрявую.

Развивайся, вилой кочешок.

Хозяин: А вы мои яблоньки видели?

дети: Видели, видели!

Яблоньки высокие, (скруглённые руки соединяются над головой)

Веточки качаются, (согнутые в локтях и разведённые в разные стороны на разной высоте, руки покачиваются)

Яблочки румяные, (круговые движения кистями)

Богом людям данные. (ладони протягиваются к Хозяину)

(держит яблочко Хозяин: Яблочко, яблочко соку спелого полно.

за черенок, поёт) Ой ли, ой люли, соку спелого полно.

Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто!

Ой ли, ой люли, так румяно, золотисто!

А давайте запечём мои яблочки!

Вы когда-нибудь пробовали запеченные яблочки?

Хозяюшка, помогай нам!

Хозяйка выносит корзину с антоновкой. Хозяин вырезает в яблоках половину серёдки,

дети вместе с Хозяйкой заполняют образовавшееся отверстие вареньем (сахаром) и кладут яблочки на противень. Противень с яблоками уносится на кухню запекаться.

(выводит в центр девочку-яблоньку) Хозяин: В честь яблоньки даже хоровод сложили!

Дети исполняют хоровод «Яблонька» рнп:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. Ой, как наша яблонька да распустилася!

Наша яблонька расцветёт по весне, по весне. Ой, как наша Машенька да закружилася.

Вырастай-ка, яблонька, вот такой вышины, А мы нашу яблоньку все трясти будем,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины. А мы сладки яблочки собирать будем.

Расти, расти, яблонька, в добрый час, в добрый час. А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Потанцуй-ка, Машенька, попляши для нас. Мы от нашей Машеньки убежим вихрем.

В конце хоровода дети разбегаются врассыпную, «яблонька» их ловит.

(вытягивает вперёд раскрытую Хозяин: Прибежали к деду зайцы

вниз ладонь, дети подставляют и кричали: «Прячьте пальцы!»

под неё указательные пальцы)

С последним словом Хозяин сжимает свою ладонь в кулак и ловит пальцы замешкавшихся детей. К игре присоединяется Хозяйка, тоже выставляет свою ладонь.

Русская народная игра «Цапки» проводится несколько раз.

(поглаживает Хозяйку по плечу) Хозяин: Хозяюшка ты моя ненаглядная,

почему не спрашиваешь про подарочки с ярмарки?

Даже селезень, и тот своей утушке накупил подарков!

Дети исполняют русский народный хоровод «Селезень и утка»:

1. Селезень утку любил, 2. Селезень утку любил, 3. Селезень утку любил,

Молодую хвалил, Молодую хвалил, Молодую хвалил,

На ярмарку водил, На ярмарку водил, На ярмарку водил,

Сарафан новый купил. Шелковой платок купил. Сапожки новые купил.

Ай, люли, утка, Ай, люли, утка, Ай, люли, утка,

Ай, люли, воркутка Ай, люли, воркутка Ай, люли, воркутка Чернохвостенькая, Чернохвостенькая, Чернохвостенькая,

Востроносенькая, Востроносенькая, Востроносенькая,

В сарафане утка! В сарафане утка, В сарафане утка,

И в платочке утка! И в платочке утка,

И в сапожках утка!

Во время хоровода Хозяин надевает на Хозяйку сарафан, затем – платок, затем – сапоги.

(поёт, приплясывая) Хозяйка: Меня милый одарил

Разными подарками.

Пусть попробуют сказать,

Что баба я не яркая! (обнимает Хозяина)

(Хозяину)А вот у тебя почему–то рубаха грязная,

а штаны разорваны!

Хозяин: Так я с телеги упал!

Дороги-то у нас плохие,

а телега доверху нагружена всяким товаром!

(окружают Хозяина, дети: Дедка-неряшка,

поют дразнилку) Грязная рубашка,

Рваные штаны

С левой стороны!

(снимает ремень) Хозяин: Я вам сейчас покажу, как дразниться!

Проводится русская народная игра «Ремешок»: дети сидят на корточках по кругу, Хозяин с ремешком ходит за кругом.

(все поют) Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток,

(ремешок кладётся за спиной одного из детей) А кто зореньку проспит,

того – бить-колотить!

Ребёнок, обнаруживший у себя за спиной ремешок, пытается догнать Хозяина и «осалить» его ремешком, пока тот не успел занять освободившееся место.

Хозяин: Хватит носиться! Садитесь, я вам лучше сказку расскажу!

Дети рассаживаются по своим местам, Хозяин надевает свой ремешок.

Хозяин: Я по дороге с ярмарки сделал бычка из соломы.

И получился у меня вот такой красавец!

А знаете, какая с ним история приключилась?

Хозяин разыгрывает русскую народную сказку «Соломенный бычок» с помощью детей и игрушек из соломы.

По окончании сказки дети пляшут «Казачок» рнп.

(поёт, приплясывая) Хозяин: Полно, полно, наплясались,

Полно, позабавились!

Как у наших ребятишек

Ноженьки замаялись!

(выносит противень Хозяйка: Яблочко, яблочко соку спелого полно.

с запечёнными яблоками, Ой ли, ой люли, соку спелого полно.

поёт) Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто!

Ой ли, ой люли, так румяно, золотисто!

Будто мёдом налилось, видны семечки насквозь.

Ой ли, ой люли, видны семечки насквозь.

На славу запеклись наши яблочки,

в честь славного праздника Покрова Пресвятой Богородицы!

Хозяин: С праздником вас, весёлые детушки!

Не забывайте дорогу в нашу избу!

Дети благодарят хозяев за угощение, прощаются с ними и уходят,

напевая мотив «Казачка» рнп.

СМОЛЯНОЙ БЫЧОК

Русская народная сказка

Жили-были дедушка да бабушка.

Была у них внучка Танюшка.

Сидели они как-то раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит.

Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые.

А с одной коровой рядом бежал бычок - черненький, маленький.

Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.

Танюшка и говорит: «Вот бы нам такого теленочка!»

Дедушка думал - думал и придумал: «Достану для Танюшки теленочка».

А где достанет - не сказал.

Вот настала ночь. Бабка легла спать, Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался потихоньку, пошел в лес. Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.

Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули,

один дедушка не спит - теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка.

Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал голову, рожки,

а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок.

Посмотрел дедушка на бычка - хороший бычок. Только чего-то у него не хватает.

Чего же у него не хватает?

Стал дедушка рассматривать - рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет!

Взял дедушка верёвочку и приладил хвост.

И только успел хвост приладить - глядь! - смоляной бычок сам в сарай побежал.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор,

а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок.

Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить.

А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок,

за веревочку привязала, а сама домой пошла.

А бычок траву ест, хвостиком помахивает.

Вот выходит из лесу Мишка-медведь.

Стоит бычок к лесу задом, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.

Медведь: Ишь, жирный какой! Съем бычка!

Вот медведь бочком, бочком бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип.

А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой: топ-топ… 

Испугался медведь и просит:

Медведь: Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!

А бычок шагает, медведя за собой тащит.

А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают.

Смотрят - а он медведя привел.

Дедушка: Вот так бычок! Смотри, какого здоровенного медведя привел!

Сошью теперь себе медвежью шубу.

Испугался медведь и просит:

Медведь: Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня,

я вам за это из лесу меду принесу.

Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины.

Бросился медведь в лес. Только его и видели.

Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись.

Бычок траву ест, хвостиком помахивает.

Вот приходит из лесу волчище - серый хвостище. Кругом осмотрелся - увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому.

Вот и стал он просить бычка:

Волк: Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес.

А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой: топ-топ! - и пришел.

Увидел старик волка и говорит:

Дедушка: Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.

Испугался волк.

Волк: Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.

Выпростал дедушка волка - только того и видали.

И назавтра бычок пошел пастись.

Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет.

Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик.

Смотрит на бычка - удивляется: что это за бычок здесь гуляет.

Подбежал к нему, тронул лапкой - и прилип.

Зайчик: Ай, ай, ай! - заплакал зайчик-побегайчик.

А бычок: топ-топ! - привел его домой.

Дедушка: Вот молодец, бычок! Сошью теперь Танюшке рукавички заячьи.

А заинька просит:

Зайчик: Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.

Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.

Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке - глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду – «Вот вам»!

Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов – «Пожалуйста»!

Не успели орехи взять, как бежит заинька - кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки – «Возьмите скорее!»

Никто не обманул.

КОНСПЕКТ

фольклорного праздника

« КОЛЯДКИ»

(все группы дошкольного возраста, массовый праздник)

Дети каждой группы в народных костюмах, с рождественской звездой и мешком обходят группы детского сада, поют колядки, поздравляют с праздником, принимают угощения в мешок. Затем все группы под фонограмму колокольного звона собираются в зале.

Звучит фонограмма «Зимние святки» рнп (ансамбль «Русь»), дети, выстроившись двумя «паровозиками» за подготовительной и старшей группами, въезжают в зал с двух дверей одновременно и двигаются по залу «змейкой».

Делается 1остановка (фонограмма останавливается).

Ведущая: Новый год пришёл, старый год угнал, себя показал!

Фонограмма продолжает играть, «паровозики» продолжают движение.

Делается 2остановка (фонограмма останавливается).

Ведущая: Ходи, народ, солнышко встречать, мороз прогонять!

Фонограмма продолжает играть, «паровозики» продолжают движение.

Делается 3остановка (фонограмма останавливается).

Ведущая: Как пошла коляда вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять, с Рождеством поздравлять!

Воспитатель: Коляда, коляда, где ты раньше была?

дети подготовительной группы (хором): Я во поле ночевала, теперь к вам пришла!

Ведущая: Спасибо, народ честной,

Что не обошли нас стороной!

Рассаживайтесь поудобнее!

Дети садятся на стульчики.

Ведущая: Мороз не велик да сидеть не велит,

Не велит мороз стоять! Кто начнёт колядовать?

Выходят дети 2младших групп.

Дети младших групп поют колядку: А зайка-зайка бела горностайка. Коляда-а-а!

(стоят перед ёлкой) А где ты ходишь, а где гуляешь? Коляда-а-а!

Хожу-гуляю у ворот, собираю хоровод! Коляда-а-а!

м.г. 1: Я – маленький мальчик,2: Я – маленький хлопик,

Родился во вторник, Принёс Богу снопик.

Не умею читать и писать, Христа поздравлю,

Умею лишь с праздником вас поздравлять! Под ёлку поставлю!

Выходят дети 2 средней группы.

2ср.г. 1: Рождество Христово! 2: Иди к вертепу, не ленись,

На душе светло!Богомладенцу поклонись.

Праздника святогоПоследуй пастырей примеру,

Солнышко взошло.Храни любовь, надежду, веру!

Дети 2 средней группы поют: По улице да по широкой.Родился Христос Сыне Божий!

А мы шли-прошли недалёкий путь. Родился Христос Сыне Божий!

Люди добрые, подымайтеся. Родился Христос Сыне Божий!

Рождество встречать собирайтеся! Родился Христос Сыне Божий!

Выходят дети 1и 3 средней группы.

1ср.г. 1: Мир и счастье добрым людям!

Пусть у вас беды не будет.

Пусть нужда и непокой Вас обходят стороной.

2: Звезда в небе засияла -

Время радости настало!

3ср.г. 3: И волненье поселилось в души всем,

Каждому хочется в город Вифлеем

Посмотреть на торжество,

Там, где было Рождество!

Дети 1и 3средней группы поют колядку «Пойдём вместе в Вифлеем» и подыгрывают себе на шумовых инструментах:

Пойдём вместе в Вифлеем: ду-да-ду-да-ду-да-да.

Может нам Святая Дева даст Младенца покачать.

Будем весело играть…

Ванечка на дудочке…

Анечка на гусельках…

Коленька на скрипочке…

Оленька на флейточке…

Пойдём вместе в Вифлеем…

Колядки для средних групп при хождении по группам:

А зайка-зайка бела горностайка. Коляда-а-а!

А где ты ходишь, а где гуляешь? Коляда-а-а!

Хожу-гуляю у ворот, собираю хоровод! Коляда-а-а!

Колида, колида по дорожке шла, топорок нашла,

дубок ссекла, пирожок спекла,

на пенёк села, пирожок съела и дальше пошла.

1: Открывай сундучок, подавай пятачок!

Пятачка мало, давай кусок сала!

Куска сала мало!

Открывай банку, подавай баранку!

Кто не даст пирога – мы корову за рога!

2: Колида, колида не велика, не мала,

Во двери не лезет, в подворотину метёт.

Кто даст пирога – позолотим ворота,

Кто не даст пирога – оплюём ворота!

1: Таусень! Тут живут люди богатые!

Таусень! Гребут деньги лопатами!

Таусень! Золотая борода!

Таусень! Позолоченный усок!

Таусень! По рублю волосок!

Таусень! Мы ничего не берём,

Только денежкой и пшеном!

2: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Будете нас дарить – будем вас хвалить,

А не будете дарить – будем вас корить!

Звучит фонограмма, дети средних и младших групп исполняют пляску «Манечки-Ванечки» рнм.

Выходят дети 1старшей группы.

1ст.г.. 1: В небе звёздочка, в небе яркая, 2: И колядками славим мы Христа

Рождество пришло к нам с подарками. Возле ёлочки, где горит звезда.

Рождество пришло, радость принесло Возле ёлочки, где вертеп стоит,

И молитвою в сердце расцвело. Где Младенец Сам в ясельках лежит.

Дети старшей группы поют колядку «Все идут, спешат на праздник» с 3-мя солистами:

Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце,

Все несут свои подарки Дивному Младенцу.

(поёт мальчик с овечкой в руках) Я принёс Тебе, Дитя, добрую овечку,

Можешь с нею ты играть, сидя у крылечка.

(поёт девочка с крынкой молока) Ну, а я Тебе несу молочка немножко,

Чтобы личико сияло Твоё светлое.

(поёт мальчик с носочками в руках) Ну, а я Тебе несу тёплые носочки,

Чтоб они, Малыш, согрели твои ножки.

Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце,

Все несут свои подарки Дивному Младенцу.

Выходят дети 2 старшей группы.

2ст.г. 1: Всюду ёлки украшают, 2: Снег пушинками кружится

Жаром пышут пироги. У окошка моего.

Мягко свечки нам мигают Будем вместе веселиться:

Сквозь дождинки из фольги. Чудный праздник – Рождество!

Дети 2 старшей группы поют колядку «Мы – маленькие свечи»:

1. Мы – маленькие свечи, 2. Рождественское чудо 3. Мы – маленькие свечи,

Но можем мы светить Опять нам Бог принёс. Светить не устаём

И свет Господней речи Так пусть же в каждом сердце И вместе с нашим светом

Другим сердцам явить. Рождается Христос. Мы радость к вам несём.

Припев: Свет, свет, свет,

Свет светит наш.

Колядки для старшей группы при хождении по группам:

А зайка-зайка бела горностайка. Коляда-а-а!

А где ты ходишь, а где гуляешь? Коляда-а-а!

Хожу-гуляю у ворот, собираю хоровод! Коляда-а-а!

Колида, колида по дорожке шла, топорок нашла,

дубок ссекла, пирожок спекла,

на пенёк села, пирожок съела и дальше пошла.

1: Коляда-моляда прикатила молода!

Мы нашли коляду на хозяйском двору!

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

2: Коляда-Маляда! 3: Кто не даст пирога -

Уродилась Коляда! Того радость не долга.

Кто подаст пирога – И дай Бог тому,

Тому двор живота! Кто в этом дому!

Кто подаст лепёшки -

Тому свет в окошки!

Выходят дети подготовительной группы.

п.г. 1: Дева Мария сына качает,

Ангелов песни в сердце слагает,

Людям желает мира Христова

И пониманья Божьего Слова,

Чтобы мы с вами милость творили,

Богомладенцу преданы были.

Дети подготовительной группы поют колядку «Добрый тебе вечер»:

Добрый тебе вечер, ласковый Хозяин.

Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, Хозяин, с добрыми вестями…

Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями из святаго града…

Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.

(хором) Христос родился! - Славите!

Колядки для подготовительной группы при хождении по группам:

А зайка-зайка бела горностайка. Коляда-а-а!

А где ты ходишь, а где гуляешь? Коляда-а-а!

Хожу-гуляю у ворот, собираю хоровод! Коляда-а-а!

Колида, колида по дорожке шла, топорок нашла,

дубок ссекла, пирожок спекла,

на пенёк села, пирожок съела и дальше пошла.

1: Со рождением Христа отворяйте ворота,

Открывайте сенечки, доставайте семечки,

Открывайте сундучки, доставайте пятачки,

да медовы прянички!

На корову, на рога дайте нам пирога,

Не крошите, не ломайте!

Лучше весь подавайте!

2: Со рождением Христа подавайте пирога! 3: Ну-ка, хозяюшка,

Не дадите пирога – дак отсохнет рука, Подай гостям всякой снеди, да пощедрее,

отвалится нога! Чтобы колядки пелись погромче да повеселее!

А дадите пирога – целый двор вам скота:

100 коров, полтораста быков, 4: Кто подаст – тот князь!

50 поросят на верёвочках висят! Кто не даст – тот бычья рожа!

Ведущая: Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять, Рождество справлять!

Проводится общий наборный хоровод «Набируха»:

(несколько поездов) Уж я улком шла, переулком шла, клубок ниток нашла,

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок дале-дале-дале, нитка доле-доле-доле…

Я за ниточку взялась, моя нитка сорвалась! и т.д.

Исполняется общий двойной хоровод «Ёлочка» Л.Бекман:

1.В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, 4.Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит,

Зимой и летом стройная, зелёная была. Лошадка мохноногая торопится, бежит.

2.Метель ей пела песенку: «Спи, ёлочка, бай-бай», 5.Везёт лошадка дровенки, а в дровнях–мужичок.

Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай». Срубил он нашу ёлочку под самый корешок.

3.Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал, 6.Теперь она нарядная на праздник к нам пришла

Порою волк, сердитый волк рысцою пробегал. И много-много радости детишкам принесла.

Ведущая: Загадаю вам загадку:

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза)

Средние, старшие и подготовительные группы (каждая – своим кругом) проводят русскую народную игру «Шла коза дорогою»:

Шла коза дорогою, дорогою широкою,

Нашла козла безрогого, безрогого козла.

Давай, козёл, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем,

Головкой покачаем, покачаем, покачаем

И снова начинаем, начинаем, начинаем. и т.д.

Звучит фонограмма «Трава моя, трава» рнп, появляется ряженая Старуха с ряженой козой.

Старуха: Ой! Здорово, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Как поживаете? *** Часто ли хвораете? ***

Я - прохожая старуха,

Ещё не совсем дрыхлая, но и не молодуха!

А это коза приблудная - Нюрка, хозяина ищет,

Не пьёт, не ест и отказывается от пищи.

Вам никому не нужна такая?

Вся в заплатах, на один глаз кривая,

(коза время от времени На трёх ногах. Не коза, а «Ах!»

к кому-нибудь пристаёт, Кто такую в дом приведёт,

тычется головой, пытаетсяНа того сразу счастье нападёт!

боднуть, вертится, Не глядите, что неказистая,

старается присесть к ноге) Шубка у ей пятнистая.

А какая она умная бывает!

Все команды выполняет:

Сидеть! * Лежать! * Вокруг меня бежать! * (коза выполняет)

(всех пытается боднуть)Хвост у ней крепкий за репейник цепкий!

Новое копыто. Ещё нигде не сбито.

Борода – мочало. Хотите, начну хвалить сначала?

Берите, у кого есть нужда,

100 рублей – и ваша коза навсегда!

Воспитатель: Да она у тебя бодучая!

Старуха: Зато какая плясучая!

Звучит фонограмма «Калинка» рнп, Коза пляшет, дети хлопают.

Внезапно музыка обрывается, Коза падает на пол. Старуха ходит вокруг Козы, причитает.

Старуха: Ой, коза моя коза! Неужто померла?

Это вы её загоняли - заплясали!

Коза - животное нежное, к шуму не привыкшее!

(слушает у Козы сердце) Чтобы коза встала, надо дать ей кусок сала.

(осматривается) Только где ж его взять, с кого его настрогать?

Воспитатель: Да подожди, Старуха, без сала обойдёмся!

(ребятам) Начинаем хлопать…

Звучит фонограмма «Калинка» рнп, дети хлопают, Коза начинает подрыгивать сначала одной ногой, затем другой, встаёт и снова пляшет.

Старуха: Коза у меня весёлая! Поддержим её:

Спляшем «Казачок»!

Дети средних, старшей и подготовительной групп исполняют «Казачок» рнп.

Старуха: Пора козочке гулять - чистым воздухом дышать!

С Рождеством вас, колядовщички!

Счастья вам, здоровья, маслица коровья!

Звучит фонограмма «Колядок», дети выходят из зала.

Похожие работы:

«Приемные дети в школе: создание благоприятной атмосферы Арчакова Т.О., педагог-психолог Редактор английской версии портала PsyJournals.ru. координатор международных проектов Информационно-ан...»

«КОНСПЕКТ УРОКА Учитель:_Тихонова Н.Н. (МОУ Раменская средняя школа № 4) Предмет: геометрия Класс: 11 Тема урока: "Сфера. Уравнение сферы" Тип урока: ИНЗ (11-й класс, по учебнику "Геометрия 10-11". Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. М.: Просвещение, 2009 и последующие издания...»

«Открытое занятие на тему: "Посадка семян цветов", с участием родителей;• Наблюдение за ростом рассады (уход, полив, рыхление, измерение растений условной меркой с занесением в дневник наблюдений, работа с календарем природы);• Привлечение родителей в проектную деятельность III этап: Заключительная часть...»

«Ночные трансы Ночные трансы более широкое понятие, чем КС. Обычно трансы включают в себя периодический плач ночью или всхлипывание при отсутствии пробуждения, приступы двигательного беспокойства, беспорядочного крика, эпизоды снохождения (лунатизма). Нас в эт...»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Серпухов" Согласовано с заместителем директора по УВР _ Русова Н.А. Рыжкина Я.Ю. Пустобаева Т.В. Утверждено директором лицея "Серпухов" Горшков В.В. Рассмотрено на заседании ШМО (протокол № от _ руководитель ШМО Рабочая программа по химии. 11 класс Расширенный у...»

«Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ”ГЕОГРАФИЯ” (урок –путешествие) Ход урока1.Организационный момент. Учитель в начале урока выдаёт каждой команде <<дневник полевых исследований>> (это может быть тетрадь или блокнотс названиями остановок и конкурсов). В него учен...»

«Домашнее задание:1.Найдите в шуточном стихотворении известного лингвиста Б.Ю. Нормана существительные, в которых допущена ошибка в их родовой принадлежности. Слыхали эту новость?У нас в шкафу живётТот, кто любую овощь,Любой продукт сжуёт.Он яблок, помидору помидорыИ всю картофель съест,Баранок без разборуУмнёт в од...»

«В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический, системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе деятель...»

«Степанов Даниил Георгиевич, Авдеев Сергей Андреевич МБУДО ЦДО "Созвездие" Научный руководитель: Решетникова Т. В., педагог дополнительного образования МБУДО ЦДО "Созвездие"ВЛИЯНИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕДИСА...»

«Внеклассные мероприятия по технологии. Игра “Цветов красою сердце отогрею” Шилина Людмила Валерьевна, учитель технологии Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа ОбъявлениеОформление кабинета: На доске плакат с темой игры “Цветов красою сердце отогрею”Плакаты: Цветы, как люди, на добро щедры, и щедро нежность людям отдавая,Они цвету...»









 
2018 www.el.z-pdf.ru - «Библиотека бесплатных материалов - онлайн документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.